Аня (содружество рок-поэтов "ДАЖДЬ") (na_izlete) wrote in dajd_ru,
Аня (содружество рок-поэтов "ДАЖДЬ")
na_izlete
dajd_ru

Categories:

Соловецкий монастырь - очевидцы

Автор: Маша Хорькова

Соловки-2
(Очень субъективные заметки)



Так, как нигде

Есть места, про которые говорят – «на сердце ложатся». А Соловки – «цепляют». Да так, что многие ездят туда годами на месяц, два, три, соглашаясь всё лето ходить в трёх свитерах, мокнуть под частыми в тех местах дождями, а в июне-июле еще и кормить тучи кровососущих. И не только в комарах дело. Так, как на Соловках, не бывает нигде – ни так тяжело, ни так легко. И именно ради этой обнаженности души, этих дней, где всё – по-настоящему, можно пожертвовать не одной курортной поездкой.
Дни моего первого пребывания на Соловках можно назвать одним словом – «благобытие», так что второй раз я собиралась туда с нетерпением и пятерыми друзьями в придачу. «Жертвовать» ничем не пришлось. Разве только своим спокойствием (=теплохладностью) и заблуждениями.
Итак, вторая поездка на Соловки.

Соловки-2. Опыт возвращения

В прошлом году Соловецкий монастырь поразил своими размерами, своей огромностью и мощью. В этом – хрупкостью, лёгкостью. С катера, при еще не поднявшемся солнце были видны тонкие силуэты Преображенского собора, колокольни, башен, будто вырезанные из полупрозрачной серой бумаги. А уже через минуту после высадки я чувствовала себя так, словно и не уезжала, как ни банально это звучит. Ощущение, что года моей жизни не было. Однако, как стало ясно уже через несколько часов, он был, и я за этот год довольно сильно изменилась.

Как всё начиналось (разговор накануне отъезда год назад)

- Приедешь еще?
- Да!, – поспешно заявила я с энтузиазмом и радостной улыбкой. Потом, решив, что это слишком самонадеянно и надо еще оставить место для Божиего замысла (или Промысла) обо мне, добавила: «Хотелось бы», и совсем уже «смиренно», по правилам монастырского этикета, закончила: «Как Бог даст…»
- А ты молись.
Вот так хлеборез Витя, образец кротости для всей трапезной, объяснил мне единственный правильный способ вернуться на Соловки.


Святые и святыни

В первый раз благодать давалась даром. В отличие от своих более сознательных спутников, я не особенно готовилась к поездке, не считала ее более важной или серьезной, чем любая другая. Поехала, потому что два года все побывавшие там знакомые твердили, как это здорово. Потому что хотелось побыть с друзьями и надоело сидеть дома. Потому что Белое море, катер, чайки, прочая экзотика. Потому что предстояло жить в монастыре и называться «трудник». Еще, конечно, хотелось увидеть место, описанное в «Архипелаге» и «Неугасимой лампаде» и было сознание важности Соловков в истории нашей страны. Но основные мотивы поездки были, если можно так сказать, приключенческо-литературные.
Действительно, что связывало меня с Зосимой, Савватием и Германом, приплывшими в эти края в 14 веке? Казалось, что ничего. Я даже не удосужилась заранее прочесть их жития, которые, как предполагала по собственному опыту, всё равно тут же вылетят из головы. И всё-таки, по приезде пронзило: вот мы, молодые-сытые-здоровые, плыли сюда на катере 2 часа, и то намаялись, замерзли и устали. А они – три дня, на утлой лодченке, на безлюдный остров…
Потом было удивительное ощущение на утренних молебнах, когда, как написано в путеводителе, «братия испрашивает у св. Зосимы, Савватия и Германа благословение на труды предстоящего дня». Это не просто слова. Очень четко ощущаешь, что здесь, на острове, хозяева – они, а потому без их благословения – никуда, и себе не принадлежишь.
И каждый день таков, что планировать что-либо бесполезно – на все Воля Божия. А вот прожить в монастыре хоть день без пользы – не удастся.

Искушения и послушания. Чем трудник отличается от паломника

Легко догадаться, что трудники в монастыре работают. Как же оказаться в их рядах? Очень просто. Собравшись приехать, позвонить в монастырь и сказать, что Вы намерены на благо монастыря потрудиться и понести всяческие послушания. Вам ответят, что будут очень рады, послушаниями обеспечат, бесплатно поселят в паломническом доме и будут кормить, и что оставаться на таком положении можно сколько хотите.
Только надо учесть, что «трудник» – созвучно не только со словом «труд», но и со словом «трудно». Нет, никто не заставит хрупких девушек таскать кирпичи. Но вот даже чашки мыть по послушанию мы не привыкли. А как стерпеть, когда тебя три разные тетушки наперебой учат пол подметать, или, того хуже, картошку чистить? А уж если картошку резать… Только кубиками 7 на 8 мм, не иначе. А Ваши рациональные предложения здесь ни к чему.
Да, и в обычной жизни мы прислушиваемся к чужому мнению, если считаем его авторитетным. Но такую позицию лучше оставить где-нибудь в районе Кеми. Тут – просто слушай и просто делай, без ропота и рассуждения, независимо от того, что ты на сей счет думаешь. И это, пожалуй, закаляет не меньше, чем продвижение собственной «активной жизненной позиции». А высший пилотаж – это любить тех, кто тебя, сам того не ведая, смиряет. Но это уже вымаливается.
А еще нам поведали, что труд в монастыре приравнивается к молитве… Приятно

И все-таки это монастырь…

Некоторые удивляются, когда встречаются в монастыре с «мирскими» человеческими слабостями. Но еще удивительнее (и радостнее!), когда видишь искренние попытки их преодолеть. Например, в трапезной, где у меня было послушание, день начинался с молитв «на начало всякого благого дела», а кончался чтением благодарственных молитв и тропаря об умножении любви – «Даждь нам друг друга любити нелицемерно…».
Вообще в этом году Соловки для меня стали местом материализации слов и метафор…

Голова кругом: с утра до вечера вместо «спасибо» и «пожалуйста» – «Спаси, Господи» да «Во Славу Божию», вместо приветствия – «Молитвами святых отец наших…», обращения – только «братья» и «сестры». Это не «православный понт» и даже не «церковный этикет» – на Соловках по-другому и не скажешь. А потом по-другому уже и не хочется.

Кстати, о церковном этикете

Правила в северных монастырях суровы, в том числе и для паломников.
«Женская» и «мужская» половины храма соблюдаются строжайше, какой бы дисбаланс в количестве лиц того и другого пола ни наблюдался. Очередность прикладывания к мощам, иконам и т. д. тоже не нарушается – сначала монахи, потом мужчины, потом «сестры». Ну, и прочие строгости… Один раз на утреннем молебне, проскочив спросонья между солеей и праздничной иконой (чего вообще-то нее полагается, но бежать назад тоже было поздно), я удостоилась с любовью сказанного замечания свечницы: «Ну и бестолочь Вы, Мария».
А вообще-то в монастыре хорошо. Службы размеренные, длинные. Но это не в тягость, тем более, что торопиться некуда – распорядок дня ориентируется на службы прежде всего, т.е. ужин – после вечернего богослужения, послушания – после утреннего. Да и забот, кроме послушаний, никаких, не то что в Москве: десять дел на сегодня, двадцать на завтра и тридцать на вчера.

О главном. Прощание

Опять стоим на катере.
В девять «соловецких» дней явно уместилось больше, чем можно было ожидать.
Прощания – особая статья, ради них стоит приезжать. Те, кто пока остается в монастыре, приходят на причал проводить уплывающих «на большую землю». Обмен адресами, телефонами – понятно. Хотя, как часто бывает, потом никто друг другу не напишет и не позвонит. Это естественно. Но так хочется еще раз всех увидеть! На Соловках. И себя тоже.
Есть что-то в «случайных» встречах с людьми, которых ты и не надеялся увидеть. Сейчас это воспринимается как чудо, ведь мы так привыкли планировать всё заранее и самостоятельно: созваниваемся по телефону, пишем СМС или e-mail – все учтены, всё под контролем (и, кстати, часто встреча так и не происходит…). А тут – можешь лишь надеятся, предполагать. Может быть, это и есть упование?
Так чем мне нравятся соловецкие прощания?
В них нет слащавости, пустых слов и обещаний. Есть – не побоюсь этих слов – любовь во Христе. Провожают всё той же фразой «Спаси, Господи» – потому что именно спасения души тебе искренне и более всего желают. А еще – обещают молиться. Взаимно.

Потом – будто отматывают кадры: монастырь всё дальше, дальше…
Наконец понимаю, что его уже не видно и бесполезно смотреть назад. Перемещаюсь на нос – смотреть в будущее.

Было ли хорошо? Было.

Было ли легко? Кому как.

Стоило ли приезжать?



PS:

На обратном пути мы попали в шторм. Говорят, был всего один балл – ерунда, не шторм почти. Однако наш катер заметно качало, позеленевший народ сосредоточенно сосал «Авиа-море» и молился, чтобы водное мытарство поскорее кончилось. И теперь уже все изумлялись: а как же они – Зосима, Савватий, Герман и иже с ними, и иже после них, на каких-то лодках, по такому морю?

…На экскурсиях нам рассказывали, что раньше на берегах Соловецких островов были целые «рощи» крестов, которые мореплаватели ставили по благополучном прибытии на землю.

Святые Зосима, Савватие и Германе, молите Бога о нас!

Слава Богу за все!

Tags: Соловки, отклики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments